Центр лицензирования и сертификации

ks +38(067) 837-18-94

mts +38(095)762-84-59

lifecell +38(063)378-42-48

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

dergbud-insta

fb-dergbud

       Сегодня разговор пойдет о ситуациях, когда строительство в силу разных обстоятельств, выдается за какой-то другой процесс. Под этой, так сказать, вывеской собрано несколько ситуаций, когда объекты, то есть здания или сооружения определенного назначения, определяются или признаются такими, которые не относятся к объектам строительства. Имитируются новые виды строительства, которые выполняются на основании проектной документации, разработанной в соответствии с установленным порядком. Выполняются строительные работы, но в каком-то другом, непонятном порядке, чем тот, который установлен для выполнения подготовительных и строительных работ, или о строительных работах вообще не упоминается, зато их результат устанавливается и признается. Последняя ситуация была рассмотрена в выпуске номер 19, где речь шла об изменении функционального назначения объектов недвижимости, без учета возможного, а скорее очевидного, выполнения строительных работ. Итак, согласно закону Украины «О регулировании градостроительной деятельности», объектами строительства являются дома, здания, сооружения любого назначения, их комплексы и части, линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры, подчеркиваю любого назначения, а, оказывается что нет.

   С 2018 года, к объектам строительства не относятся нефтяные и газовые скважины и объекты их обустройства, включая необходимые инженерные линейные коммуникации от скважин для транспортировки нефти и газа в места подготовки продукции и промышленные трубопроводы для транспортировки продукции.

А с 2022 года, к объектам строительства не относятся трубопроводы внутрихозяйственных мелиоративных систем. Так определено самим законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности», но эти изменения в закон внесены, так сказать, с черного хода, через законы с традиционными названиями - о внесении изменений в некоторые законодательные акты по дерегуляции в нефтегазовой отрасли и об организации водопользования и стимулировании гидротехнической мелиорации земель. Почти не сомневаюсь, что эта тенденция будет продолжаться. Ну, на воротах же должен кто-то стоять?  Хотя бы тот же парламентский комитет. Почему указанные сооружения так захотели перестать быть объектами строительства? Что не понравилось? Ну, популистский ответ очевиден - очень зарегулированная разрешительная система, жесткий госархстройконтроль, но по сути, ничего не меняется. Смотрите, по определению, строительство может осуществляться только на объектах строительства. Строительные работы относятся только к видам строительства. Поэтому каким образом будет осуществляться, скажем, сооружение трубопроводов внутрихозяйственных мелиоративных систем? Неужели каким то другим, чем проектирование и строительство трубопроводов других мелиоративных систем и сетей? Тем более что законодательное определение внутрихозяйственной мелиоративной системы никаких технических параметров или конструктивных особенностей не содержит.

 Главное то, что это мелиоративная система, которая находится в пределах земель одного владельца. А разве на таких землях только мелиоративные системы находятся? Как понимать принятие такого нормативно-правового акта, как Порядок устройства средств беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения к домам, зданиям, сооружениям любого назначения, их комплексам и частям, объектам инженерно-транспортной инфраструктуры, может осуществляться без документов, дающих право на выполнение строительных работ, и при отсутствии документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, с соблюдением требований законодательства, строительных норм и правил, дальше буду называть Порядок устройства.  С формальной стороны все понятно - утверждение такого порядка - это выполнение требования второго абзаца ч.4 ст. 34 закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», который обязывает Правительство установить такой порядок. Внесено в закон это требование не так давно, в 2020 году, оно состоит из двух абзацев: в первом предложении говорится о том, что устройство средств беспрепятственного доступа может осуществляться без документов, дающих право на выполнение строительных работ, с соблюдением требований законодательства, строительных норм и правил. Так это же по своей сути, Перечень 406? Скажете вы и будете правы, ведь в Перечне 406 под № 11 содержится идентичное определение, один в один и действует этот пункт с 2017 года.

Как отмечалось в выпуске номер 25, для реализации этого, как и других пунктов Перечня 406, нужно разработать и утвердить проектную документацию, а значит сначала получить исходные данные, в том числе градостроительные условия и ограничения. То есть без учета позиции местного органа градостроительства никак не обойтись, потому что он должен или выдать градостроительные условия и ограничения, или письмо об отсутствии необходимости их выдачи. Утвержденным Минрегионом Перечнем объектов строительства, для проектирования которых градостроительные условия и ограничения не предоставляются, предусмотрена возможность не получать градостроительные условия ограничения только в случае дооборудования средствами для беспрепятственного доступа объектов жилищно-общественного назначения. А выше как вы видели, речь шла о абсолютно всех объектах. Это собственно и должен подтвердить, то есть, необходимость получения или нет, своим письмом, соответствующий орган градостроительства и архитектуры и никто другой, потому что это сфера его ответственности, ну и дальше все привычном порядке. Так о чем же тогда во втором абзаце? Что порядок устройства устанавливается Кабинетом министров Украины, если фактически он уже установлен. Может это какие-то новые дополнения, не учтенные моменты, или еще что-то? Действительно попытка новизны есть. Порядком устройства установлено, что его действие не распространяется на средства беспрепятственного доступа к объектам, которые устраиваются во время нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, то есть на те, которые определены перечнем 406. Но на устройство этих средств беспрепятственного доступа, разрабатывается тоже проектная документация, в соответствии с порядком разработки проектной документации на строительство объектов. Здесь что-то можно вообще понять? Что это за устройство, работы на котором осуществляется на основании проектной документации, с соблюдением строительных норм и правил, но не является ни одним из видов строительства?

  Дальше еще интереснее, согласно пункту 3 Порядка устройства, разработанная проектная документация подается вместе с уведомлением о намерениях, по устройству средств беспрепятственного доступа, структурному подразделению по вопросам архитектуры или исполнительному органу сельского, поселкового городского совета, ну одним словом, органу градостроительства. Чувствуете разницу? В штатном случае, сначала получается, градостроительные условия и ограничения и на их основании разрабатывается и утверждается проектная документация. А согласно Порядку устройства средств беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения к зданиям (Постановление КМУ от 30.06.2021 №668) получается что наоборот, но проектную документацию невозможно разработать без исходных данных, в том числе тех же градостроительных условий и ограничений, или подтверждение того, что они необходимы для определенного объекта. Так что, нужно дважды обращаться в соответствующий орган градостроительства? Может и так, потому что согласно пункту 6, того же Порядка устройства, уполномоченный орган градостроительства и архитектуры определяет соответствие намерений заказчика требованиям нормативов по вопросам создания беспрепятственной жизненной среды и направляет в течение 5 рабочих дней заказчику уведомление о согласовании намерений, то есть фактически выполняет роль экспертизы проекта. Потому что в экспертном отчете обязательно отражается соблюдение указанных нормативов по вопросам беспрепятственного доступа, но за экспертный отчет понятно, нужно платить экспертной организации, а возможно в этом и смысл Порядка устройства?

  Далее, работы согласно этому Порядку устройства, выполняются с соблюдением требований законодательства, строительных норм и правил, и не подлежат принятию в эксплуатацию. Вы себе представляете работы, которые выполняются с соблюдением строительных норм, но не являются строительными работами? По определению, строительные работы - это работы по новому строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, на что Порядок устройства, как было указано в самом начале, не распространяется, а значит и госархстройконтроль не распространяется, потому что он осуществляется при выполнении строительных работ. Еще у нас есть строительные работы, на которые не распространяется Порядок выполнения подготовительных и строительных работ.  Это в соответствии с пунктом 3, выполнение строительных работ по монтажу технических средств телекоммуникации и антенных сооружений и т.д. Но ведь опять-таки строительных работ, и поэтому указанные объекты нет оснований не считать объектами строительства, так как строительные работы выполняются только на объектах строительства. В известном Перечне 406, можно найти работы по перепланировке и переоборудованию, возведение, размещение, оснащение, устройство, монтаж, восстановление, присоединение и тому подобное. Но по названию перечня 406 все это - строительные работы. Возникает несколько вопросов, в каком порядке выполняются такие работы? Проектная документация для таких работ, точнее объектов строительства, разрабатывается? В каком объеме? Как такие объекты вводятся в эксплуатацию? Ну и «вишенка на торте» - работы то строительные, значит, подпадают под государственный архитектурно-строительный контроль? Почему нет? Все приведенное, очень похоже на растягивание общего строительного законодательства, по ведомственным квартирам, неким удельным княжествам, то с чем справились десяток лет назад, снова начинает себя проявлять. На мой личный взгляд и опыт происходит это из-за попыток регулирования строительной деятельности исключительно на законодательном уровне.

    На уровне закона должны устанавливаться базовые структурные нормы, могут иметь место, есть и будут особенности проектирования и выполнения строительных работ в зависимости от отраслевой специфики и функционального назначения объекта строительства. Такие вещи должны регулироваться отраслевыми строительными нормами, для того они и существуют. Изменением №2 в ДБН «Состав и содержание проектной документации на строительство», наконец установлено, что состав и содержание проектов отраслевой специфики, устанавливаются отраслевыми строительными нормами. Так должно быть и по другим регулятивным и регуляторным вопросам.

 г.Киев, Печерский район,бульвар Леси Украинки, дом 26Б, офис 404

(095)762-84-59, (067)837-18-94, (063)378-42-48

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОПЛАТА ПО ФАКТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

 Представительства по всей Украине:

Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Львов.

Отдел узаконивания самостроев

(095)762-84-59


Строительная лицензия и сертификация © 2010-2025. Все права защищены